БАТЬКАМ

                                                       ЕСЛИ РЕБЕНОК УМЕЕТ ЧИТАТЬ, НО НЕ ХОЧЕТ
10 проверенных поводов для чтения!

1. Чаще пишите ребенку записки. Лучше всего начинать с письменных указаний, где спрятан сюрприз.

2. Просите читать вам книги, которые малыш знает наизусть. Так ему легче будет продемонстрировать свое мастерство.

3. Не будьте критичны к выбору литературы. Пусть ребенок читает анекдоты, комиксы или книжки для самых маленьких. А если вас беспокоит вкус подрастающего чада – читайте ему вслух хорошую литературу.

4. Увлеките ребенка делом, требующим чтения. Организуйте домашний спектакль-экспромт и дайте ребенку текст роли для заучивания. Купите детскую кулинарную книгу и предложите приготовить что-то самостоятельно. Просите помочь вам, отыскивая в журнале статьи с нужным названием.

5. Попросите почитать вслух тому, кто этого делать не может. Например, ребенок может читать маме, чтобы ей не скучно было мыть посуду. Или младшему брату, чтобы показать свое превосходство. Или бабушке, которая плохо видит. В такой ситуации ребенок не будет сравнивать свою технику чтения с родительской. А поводов для гордости у него прибавится.

6. Найдите малышу друга по переписке. Ребенка или взрослого, родственника или чужого человека. Главное, чтобы тот писал короткие, но интересные письма и делал это достаточно регулярно. И сами не забывайте писать письма, когда уезжаете в командировку и поздравительные открытки к праздникам.

7. Сейчас в продаже появилось множество интересных настольных игр, от участников которых требуется умение читать. Найдите игру, подходящую к возрасту и интересам ребенка, и играйте в нее всей семьей.

8. Предложите ребенку сделать собственную книгу или журнал.

9. Начните читать интересную книгу и остановитесь. Если сюжет книги захватит ребенка, он наверняка захочет узнать, что было дальше. Или можно пересказать интересную историю, “забыв”, чем все закончилось (текст истории, разумеется, должен быть под рукой).

10. Даже если малыш неплохо освоил чтение, не переставайте читать ему вслух. Иногда устраивайте семейные чтения, обсуждайте прочитанное. Развивайте в ребенке умение и желание превращать слова в яркие, живые образы и тогда он не сможет обойтись без книг.




                                                         НЕ КРИЧАТЬ

Многие родители обеспокоены тем, как перестать кричать на своих детей и начать с ними взаимодействовать. Но проблема большинства родителей в том, что хоть они и считают, что должны перестать кричать, при этом не верят в то, что есть другой способ привлечь внимание ребенка. В конце концов, это наша работа и обязанность – научить детей всему, а как еще можно заставить их слушать? Ведь наш крик их не ранит, они едва слушают, закатывают глаза и все равно знают, что мы их очень любим. Правильно?

Нет, неправильно. На самом деле крик пугает детей, он заставляет их сердца отвердевать по отношению к нам. И когда мы кричим, дети либо начинают бороться с этим, либо просто застывают и, так или иначе, это препятствует усвоению ими того, чему мы хотим их в этот момент научить. Более того, крича, мы приучаем детей переставать слушать нас, пока мы говорим на повышенных тонах. Если кажется, что ребенок совсем не пугается вашего крика, это всего лишь признак того, что он уже слышал его слишком много, и развил в себе механизмы защиты от этого – и от вас.

Независимо от того, как они показывают это, наш гнев отталкивает от нас детей всех возрастов. Крича на них, можно быть уверенным, что после десяти лет ребенок начнет отвечать тем же и будет бороться со всем в мире путем крика на протяжении всего подросткового периода. А так как его сердце будет уже ожесточено по отношению к нам, велик риск попадания под влияние плохих компаний. Мы потеряем наше влияние на детей как раз в тот момент, когда оно будет наиболее важным.

Хотите верьте, хотите нет, но есть семьи, в которых родители не кричат на своих детей. И речь не идет о тех семьях, в которых совсем отсутствует любая эмоциональность – все мы знаем, как это плохо. И речь также не идет о том, что в этих семья растут какие-то идеальные дети, на которых не нужно повышать голос, или это какие-то идеальные родители. Нет, это не так. Просто это семьи, в которых родители знают, на какие кнопки нужно нажать, чтобы не выливать свой гнев на детей, особенно если учесть, что часто мы кричим на детей, просто срываясь из-за своих собственных эмоций. Как это сделать?

1. Общаться с детьми уважительным тоном. Сказать им, что вы тоже учитесь быть родителями и иногда совершаете ошибки, но стараетесь стать лучше.
2. Понимать, что задача родителя №1 - это умение управлять своими собственными эмоциями, так как такое поведение поможет ребенку потом управлять своими. Дети учатся сопереживать тогда, когда мы им сопереживаем. И также они учатся кричать на нас, когда мы повышаем голос на них.
3. Помнить, что дети ведут себя по-детски! Они еще незрелые люди, буквально. Они проверяют все на прочность и экспериментируют, чтобы понять, как что-то устроено. Их лобная кора разовьется окончательно только к 20 годам, а до этого времени ими будут руководить в первую очередь эмоции, а уже потом разум. И, как и все остальные люди, дети не любят, когда их контролируют.
4. Не позволять себе срываться и брать ответственность за свое настроение на себя. Это в наших руках сделать себе что-то приятное и почувствовать себя лучше.
5. Стараться понять, что за эмоции – любые эмоции – чувствует ребенок. Такого рода эмпатия станет первым шагом на пути обучения ребенка и позволит управлять им. А когда ребенок поймет, что его чувства понимают, он научится управлять им и вместе с тем контролировать свое поведение, а желание пуститься «во все тяжкие» у него пропадет.
6. Всегда оставаться «на связи» с ребенком и пытаться смотреть на вещи его глазами. Когда дети чувствуют, что родители на их стороне, они сами начинают стараться вести себя как можно лучше.
7. Останавливаться, когда чувствуется приближение гнева и вовремя закрывать рот. И не принимать никаких действий, пока не успокоишься, даже если придется остановиться прямо посередине выкрикиваемой фразы. Дышать глубоко.
8. Обращать внимание на свои собственные чувства и пытаться «вырвать» себя из ситуации и посмотреть на нее со стороны. Гнев включает в себя много компонентов – это и страх, и грусть, и разочарование. Нужно дать ход этим компонентам в отдельности – если слезы наворачиваются, то пусть они выльются. И тогда гнев сам собой растает.
9. Найти прибежище своей собственной мудрости. Это может быть какое-то слово или мантра или представление ангелочка на плече. Это может быть что угодно, но к нему нужно прибегать в те моменты, когда гнев подступает слишком близко. На самом деле, это один из самых важных шагов!
10. Принимать конструктивные меры. Это значит попросить ребенка повторить что-то. Это значит извиниться перед ним за свое неправильное поведение. Это значит позволить капризному ребенку проплакаться, даже если это затянется на полдня. Это значит бросить все домашние дела и забраться с детьми под одеяло с книжкой, пока каждый не почувствует себя лучше. Это значит сделать шаг навстречу.

Есть плохая и хорошая новости. Плохая заключается в том, что делать это все очень сложно и требует огромного самообладания, и получаться будет далеко не всегда. Но нужно пытаться снова и снова. И снова. А хорошая новость состоит в том, что это работает! И с каждым разом будет становиться все проще не сорваться на крик, и остановиться перед тем, как раскрыть рот. Просто нужно двигаться вперед в правильном направлении. А самая лучшая новость состоит в том, что дети будут меняться прямо на ваших глазах. Вы увидите, как они будут стараться контролировать себя и не злиться. Вы увидите, как они все больше идут на контакт. И вы увидите, что они слушают вас тогда, когда вы совсем не повышаете на них голоса.

 Марина Осипова, социальный педагог




Професійна етика учителя

Методичний довідник

Професійна етика учителя (за Ш. Амонашвілі)

1. Стосунки "ВЧИТЕЛЬ - УЧНІ"
1. "Ні, це неправда, що уроки постаріли, вони стали - як влучно висловився один учень –жертвами деяких учителів. Врятувати уроки від них - задача надто важка, але потребує розв'язання "
2. "Вся історія виховання говорить про те, що діти завжди були дітьми, а епоха накладає на їхнє життя і характер свій слід. Проте, нам здається, що соме зараз, в роки нашого учительства, піднялося таке неспокійне та зухвале покоління, діти стали шумливими, битливими, забіякуватими, неслухняними, без бажання вчитися... А яких учнів нам хотілося б мати? Щоб всі вони раптом стали ковтати кожне слово наших настанов? Цього не буде ніколи!"
3. "Що потрібно мені, щоб стати педагогом-майстром? Ну, звісно, знання, але обов'язково - добра душа, чутке серце, любов до дітей і нестримане бажання присвятити їм своє життя."
4. "Учень постійно повинен відчувати, що з ним рахуються, цінують його думку, довіряють, радяться. Одночасно зміст навчання повинен передбачати умови, за яких учень може висловлювати свої погляди, давати поради, будувати пропозиції, обирати "
5. "Педагог дійсно повинен вірити в можливість кожної дитини і будь-які відхилення в її розвитку сприймати в першу чергу як результат недиференційованого методичного підходу до нього. Сприймати природні невдачі учня як його нездатність і реагувати на це з осудженням, без орієнтації на їх обов'язкове подолання в майбутньому - не гуманно по відношенню до дитини"
6. "Учитель повинен відверто радіти за кожен успіх свого учня, висловлюючи задоволення за свій клас, за свого учня. При цьому треба вчити дітей радіти за успіхи своїх однокласників, переживати їх як спільну радість"
7. "Позитивне висловлення педагогом свого смутку із-за невдачі учня повинно будуватися на вірі в його майбутні успіхи. Воно повинно мати форму співчуття - підбадьорення, що говорить: я відчуваю твою біду як свою і готовий прийти на допомогу тобі. Наприклад, "Давай разом спробуємо ще раз! Ти обов'язково цього досягнеш, якщо будеш уважнішим... Якщо тобі знадобиться моя допомога, кажи!"
8. "Іноді можна попросити учнів написати вчителеві листа про те, що подобається і що засмучує його на уроці, які поради вони дали б, щоб уроки стали кращими. Вважають що вчитель не повинен радитися з учнями про шляхи вдосконалення навчально-виховного процесу, говорити учням, що йому потрібна їхня допомога, що він чогось не знає. Все це ніби-то може ущемити авторитет і гідність педагога...."
9. "Педагог не має права ущемляти репутацію учня перед товаришами і батьками. Такі прояви педагогічного егоцентризму, як підвищення голосу, крик, лайка, неуважність, загрози не можна маскувати тим, що вони продиктовані любов'ю до дітей."
10. "Виявляти живе зацікавлення захопленнями, інтересами та справами кожного учня. Ця зацікавленість повинна виявлятися не в формі допиту: "Скажи, будь -ласка, чим ти цікавишся, що читаєш?" Основна мета полягає в тому, щоб учень дійсно бачив в учителеві друга, якому дійсно цікаві його колекції марок, книги, музика, спорт, він сам"
11. Правила педагогічної етики:
  • Будь обережний!
  • Не помились!
  • Не шкодуй!
  • Будь надією для учня!
  • Даруй себе дітям!
  • Знай, до чого прагнеш!
  • Постійно шукай в учневі багатство його душі!
  • Будь терплячим в чеканні дива і будь готовим до зустрічі з ним в дитині!
2. Стосунки "ВЧИТЕЛЬ - БАТЬКИ"
1. Відчувати моральну відповідальність перед батьками за навчання та виховання їхніх дітей
2. Активно і постійно шукати педагогічних контактів з батьками (не тільки коли потрібна їхня допомога) - для того, щоб порадитись про дитину, більше дізнатись про неї
3. Не допускати ображення батьківських почуттів зневажливою і необґрунтованою оцінкою поведінки чи навчання їхніх дітей. Замість роздратованості - доброзичливість і чуйність!
4. Сприяти підвищенню авторитета батьків в очах дітей (негатив: "Залиш
своє "не хочу" для тата з мамою")
5. Тактовно і обґрунтовано висувати належні вимоги до батьків учнів, не перекладаючи на них при цьому своїх обов'язків (негатив: запис в щоденнику "Розмовляв на уроці. Розберіться!")
6. Терпляче вислуховувати критичні зауваження, рахуватися з ними, (позитив: критика менше образить учителя, якщо він сам попросить батьків висловитись щодо його роботи, надати свої поради)
3. Стосунки "ВЧИТЕЛЬ - КОЛЕГИ"
1. Бути добрим, дружелюбним та чутливим до своїх колег
2. Володіти тоном і тактом спілкування з колегами
3. Не заздрити успіхам колег
4. Ділитися своїм досвідом з колегами
5. Не соромитись вчитися у колег
6. Не дивитись на колег згори свого "польоту"
7. Зберігати добре ім'я своїх колег
8. Не намагатися підняти авторитет свого предмету через приниження інших
9. Бути непримиримим до фактів антипедагогічної поведінки колег

О воспитании

Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В. А. Сухомлинского. Читатель получает возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и школе, о формировании коммунистической нравственности.
Источник:
Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270зміни до навч. програмивчимося читати разом
вчимося читати разом
відео

ПРАВИЛА УЧНІВ

Немає коментарів:

Дописати коментар